< Октябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Подписка rss
Поиск Поиск
Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики

18 марта 2013 года
Закладки

Автор: ЗАПЕСОЦКИЙ Александр Сергеевич – доктор культурологии, профессор, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Фрагмент статьи, опубликованный в журнале "Педагогика" (2010. – №2. – С. 3 – 16. – Приводится текст "Обращения Российской академии образования к руководству страны"). 

*** 

В настоящее время, когда все внимание страны приковано к экономическому кризису, нам представляется особо важным подчеркнуть, что взросление уже нескольких поколений российской молодежи происходит в условиях другого, значительно более опасного кризиса — духовно-нравственного. К сожалению, мы не можем однозначно связывать накопившиеся проблемы с экономическими трудностями, ошибками прошлого, особенностями переходного периода и т.п. Следует признать, что возрождение России невозможно без решительного изменения отношения власти и общества к роли нравственности как необходимого условия развития.

Назрели масштабные изменения всего духовно-нравственного пространства страны,

ключевым, системообразующим элементом которого в настоящее время являются СМИ, и в первую очередь — федеральные телеканалы.

Происходящее духовное перерождение страны создает угрозу ее будущему. Упомянем лишь некоторые симптомы беды. За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50 до 18%. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом; алкогольные напитки употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников. Доля курящих подростков за 15 лет утроилась. Среди наркоманов (около 3 млн чел.) более 80% — дети и молодежь. Средний возраст впервые пробующих наркотики снизился с 17 до 14 лет.

Известно, что сегодня социализация молодежи определяется семьей, системой образования, компанией сверстников и СМИ. Задача воспитания возложена фактически только на систему образования. И это в то время, когда в России обострились проблемы социального сиротства. Около 30% детей рождаются в незарегистрированных браках. За последние 15 лет число детей-сирот возросло более чем на 75%. Если в 1995 году на 21 млн школьников приходилось 450 тыс. детей-сирот, то в 2008 году на 13,3 млн школьников приходится уже более 900 тыс. детей-сирот. Критически высок уровень насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе семейного насилия. В 2007 году совершено 70 380 преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних.

Хорошо известно, что особую роль в становлении юного человека играют общественные идеалы, примеры для подражания, символы, образцы поведения, понятия о добре и зле, плохом и хорошем поступке. Общество обязано формировать эталоны социализации и базовые социальные черты (язык, ценности, картина мира, нормы поведения), ориентировать молодежь на общественно одобряемые качества, модели деятельности. Мера типичного, так же как и поощряемого или отвергаемого, варьируется в разных слоях общества, в разных социальных группах. Но

федеральные СМИ обязаны повышать уровень культурного развития россиян, поддерживать эталоны.

А они сегодня все чаще дестабилизируют, дезинтегрируют общество. Юношество противопоставляется старшим, ученика отрывают от учителя.

Особую тревогу вызывает влияние на общество отечественных телевизионных каналов, многие из которых на глазах превращаются в помойку глобального медиапространства. За последние 15-20 лет мы не видели практически ни одной новой созданной в России телевизионной формы, способствующей возвышению человека. А вот телепрограммы с "задворков" и "глухих тупиков" западного телевещания покупаются и клонируются в пагубных количествах. Наш анализ работы 7 телевизионных каналов за один типичный телевизионный день зафиксировал демонстрацию 160 драк, 202 убийств, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, 39 случаев нецензурной брани и 302 — негативных новостей. Установка для многих журналистов, работающих в информационном вещании, формулируется самым циничным образом: "Лучшая новость — это плохая новость". Последствием такой "телеполитики" может быть только невротизация населения. В программах основных телевизионных каналов доминируют образцы пошлой эстрады, низкосортных юмористических передач, сделанные на скорую руку сериалы про "красивую жизнь" и ток-шоу сомнительного свойства.
Разрушающие ядро отечественной культуры ориентиры, ложные ценности осваиваются периферийными частными каналами, затем втягиваются в орбиту государственного телевещания. В качестве языковой нормы насаждается мат. В ранг национальных добродетелей возводятся нормы субкультуры доморощенного "гламура", сообщества экономических преступников-нуворишей. На роли ключевых фигур телевидения — телеведущих — все чаще выбираются персоны, общеизвестные аморальностью, легким поведением в личной жизни. Они навязываются телезрителю в качестве "звезд", новоявленных идеалов. Традиционные для россиян добродетели подвергаются осмеянию, глумлению.

Безусловно, научно-педагогическая общественность страны не может согласиться с таким развитием событий. Учитель в силу своего профессионального долга обязан взращивать в человеке человеческое и ожидает от телевидения максимального содействия. Однако

многие руководители СМИ демонстративно пренебрегают нравственными ориентирами, буквально упиваются вседозволенностью и бравируют аморальностью,

апеллируя к ценности свободы слова, важности рыночных отношений и идее демократии, якобы воплощающейся в системе зрительских рейтингов.

Мы полагаем, что свобода слова и свобода творчества в их нынешнем понимании руководителями ряда СМИ выступают как отрицание и разрушение общественных норм морали. Там, где творец не чувствует ответственности перед обществом и проявляет бессовестность, ему должен быть поставлен предел. СМИ обязаны не только информировать и развлекать население, но и отвечать за свое нравственное влияние на общество, в первую очередь — на молодежь.

Мы полагаем, что доходы от рекламы, прибыль не должны быть главным критерием успешности работы СМИ, поскольку культ наживы не может быть поставлен во главу устремлений государства и общества. Рейтинги также не должны быть главным показателем успеха для отечественного телевидения. Мы видим, что большая часть телевидения целиком поглощена проблемами внутрицеховой конкуренции, что в погоне за, в полном смысле слова, дешевым успехом, воплощенным в пресловутых рейтингах, оно всячески подогревает интерес аудитории к низменным проявлениям человеческой натуры, демонстрации аномальных и аморальных проявлений психики и физиологии. Однако телевидение обязано различать добро и зло и не имеет права на духовное разложение миллионов телезрителей.

Мы убеждены, что закон не может быть единственным регулятором деятельности средств массовой информации, поскольку право в нормальном обществе — лишь формальная часть регуляторов общественного развития. Неформальная часть также должна играть свою роль — это мораль, общественное мнение, поддерживаемые государством и институтами гражданского общества. В условиях слабости гражданского общества сегодняшнюю роль государства в регулировании деятельности СМИ следует признать недостаточной.

Власть не имеет права отдавать вопросы нравственности на откуп рынку. Напротив, рынок должен регулироваться государством там, где он противоречит морали.

Разумеется, мы видим, как много делает в последние годы Российское государство, руководство страны для развития системы образования, поддержки отечественной культуры. Но понимаем и масштаб задач, стоящих перед страной. К сожалению, с учетом современных реалий развития информационного общества, даже при самом оптимистическом прогнозе система образования не справится со своими задачами в условиях фактического противодействия ряда ведущих СМИ. В особенности — с учетом накопившихся проблем в области школьного образования. Уменьшение объема часов, отводимых на русский язык и литературу в средней школе, отмена выпускного сочинения также не ведут к улучшению ситуации. Мы не вправе указывать, какими путями государство сочтет нужным решить сложившуюся проблему. Но мы готовы со своей стороны приложить все усилия для ее решения и хотели бы идти по пути нравственного оздоровления Отечества вместе с руководством и творческими коллективами ведущих отечественных СМИ.

Россия — страна великой истории, великой культуры, великой духовности. Так было в прошлом и так должно быть в будущем. Давайте же вместе не допустим, чтобы распалась связь времен.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...